Завершил свою работу I Всемирный конгресс школьных учителей истории
Завершил свою работу I Всемирный конгресс школьных учителей истории, который проходил в Москве с 4 по 6 октября 2021 г. Впервые педагоги - преподаватели истории со всего мира собрались для обсуждения важнейших вопросов преподавания истории в школе. В работе Конгресса приняли участие представители исторического сообщества из 37 стран. Ивановскую область представляли председатель регионального отделения Всероссийской Ассоциации учителей истории и обществознания, директор МБОУ «Лицей № 67» г. Иваново Е.Б. Дмитриева, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Университета непрерывного образования и инноваций О. А. Прохорова, учитель истории высшей категории МБОУ «СШ № 7» г. Иваново Е.Ю. Алпатова. В Конгрессе приняли участие исследователи и педагоги не только из России, но также из Австрии, Болгарии, Великобритании, Индии, Испании, Италии, Китая, Нидерландов, Польши, Сербии, США, Танзании, Франции, Хорватии, Чили, ЮАР и ряда других стран. Организаторами конгресса выступили Академия Минпросвещения России, Институт всеобщей истории РАН, общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей истории и обществознания», Ассоциация содействия развитию академической науки и образования «Институт перспективных исследований», Государственный академический университет гуманитарных наук при поддержке Российского фонда мира. Мероприятие проходило под патронажем Министерства просвещения Российской Федерации и Российского исторического общества. Соорганизатором также выступила Европейская ассоциация учителей «ЕвроКлио». В рамках Конгресса состоялся IV Всероссийский съезд Ассоциации учителей истории и обществознания, на котором обсуждались проблемы современного школьного исторического образования. Особое место истории среди школьных дисциплин было подчеркнуто Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в приветствии к участникам Всемирного конгресса школьных учителей истории. «История занимает особое место в ряду школьных дисциплин, во многом формирует мировоззрение и кругозор молодых людей, играет определяющую роль в воспитании таких личностных качеств, как патриотизм и гражданственность, уважение к Родине, чувство сопричастности ее судьбе. И здесь роль учителя, преподавателя гуманитарных дисциплин трудно переоценить», – обозначил В.В. Путин. Было отмечено, что проблема исторического образования волнует общественность всех стран и поэтому важнейшими задачами конгресса являются обмен опытом и выработка общих подходов к преподаванию истории. Проблематика представленных на мероприятии докладов и дискуссий была посвящена довольно широкому кругу вопросов: отбору фактического
материала и понятийного аппарата для школьных учебников истории, формированию духовно-нравственных ориентиров и ценностных установок у молодежи и др. В выступлениях пленарного заседания поднимались вопросы развития школьного исторического образования, совершенствования престижа учительской профессии, консолидации профессионального сообщества, потенциала гуманитарных наук. На пленарном заседании Конгресса выступили с приветствием А.А.Фурсенко, В.Р. Мединский, помощники Президента Российской Федерации; С.С. Кравцов, министр просвещения Российской Федерации, С.Е. Нарышкин, председатель Российского исторического общества; С. Стежерс, исполнительный директор Европейской Ассоциации учителей истории «Евроклио» (Нидерланды) и др. Работа конгресса была организована в рамках следующих секций: «История в школе: национальные традиции и инновации», «Дистанционное обучение: вызов времени», «Обсерватория Совета Европы по преподаванию истории в школе», «Революции в мировой истории», «Опыт преподавания истории Второй мировой войны в разных странах мира», «История в школе: зачем и для кого?», «Учебник истории сегодня: для ученика или для учителя?». Особой темой для участников мероприятия стало обсуждение подготовки современного учителя истории, соответствующего и адекватно отвечающего вызовам времени. Большой интерес на съезде вызвали проблемы преподавания истории Второй мировой войны в разных странах, обсуждавшиеся на круглом столе. Это вопросы, касающиеся происхождения войны, сущности нацизма как в Европе, так и в Азии, роли антигитлеровской коалиции, значений переломных сражений, движения Сопротивления, завершающей фазы войны и освобождения Европы. Затем состоялась дискуссия, в которой приняли участие учёные и педагоги из Армении, США, Франции, Танзании, Белоруссии, Сербии, Украины и Узбекистана. На секции «Революции в мировой истории» состоялась дискуссия о том, в каком объеме история революционный событий в разных странах должна быть представлена в школьных программах по истории. Представители исторического сообщества из Индии, Италии, Болгарии, Франции и России обменялись опытом преподавания революций. Отдельное внимание было уделено теме критического осуждения насилия, которое сопровождало революции в мировой истории. Дискуссионными также оказались вопросы совершенствования контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории (выступление И. А.
Артасова, заместителя руководителя ФКР КИМ ЕГЭ по истории ФГБНУ «Федеральный институт педагогических изменений»). По итогам работы I Всемирного конгресса учителей истории и IV Всероссийского съезда учителей истории и обществознания предложен проект резолюции. В нем, в частности, представлены положения, касающиеся увеличения часов на изучение истории в 9 классе, а также необходимости разработки историко-культурного стандарта с дидактическими единицами для региональной истории. С проектом резолюции можно познакомиться по ссылке http://school.historians.ru/?p=5255