Новости

Завершил свою работу I Всемирный конгресс школьных учителей истории

Завершил свою работу I Всемирный конгресс школьных учителей
истории, который проходил в Москве с 4 по 6 октября 2021 г.
Впервые педагоги - преподаватели истории со всего мира собрались для
обсуждения важнейших вопросов преподавания истории в школе. В работе
Конгресса приняли участие представители исторического сообщества из 37
стран. Ивановскую область представляли председатель регионального
отделения Всероссийской Ассоциации учителей истории и обществознания,
директор МБОУ «Лицей № 67» г. Иваново Е.Б. Дмитриева, старший
преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Университета
непрерывного образования и инноваций О. А. Прохорова, учитель истории
высшей категории МБОУ «СШ № 7» г. Иваново Е.Ю. Алпатова.
В Конгрессе приняли участие исследователи и педагоги не только из
России, но также из Австрии, Болгарии, Великобритании, Индии, Испании,
Италии, Китая, Нидерландов, Польши, Сербии, США, Танзании, Франции,
Хорватии, Чили, ЮАР и ряда других стран.
Организаторами конгресса выступили Академия Минпросвещения
России, Институт всеобщей истории РАН, общероссийская общественная
организация «Ассоциация учителей истории и обществознания», Ассоциация
содействия развитию академической науки и образования «Институт
перспективных исследований», Государственный академический
университет гуманитарных наук при поддержке Российского фонда мира.
Мероприятие проходило под патронажем Министерства просвещения
Российской Федерации и Российского исторического общества.
Соорганизатором также выступила Европейская ассоциация учителей
«ЕвроКлио».
В рамках Конгресса состоялся IV Всероссийский съезд Ассоциации
учителей истории и обществознания, на котором обсуждались проблемы
современного школьного исторического образования.
Особое место истории среди школьных дисциплин было подчеркнуто
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в приветствии к
участникам Всемирного конгресса школьных учителей истории. «История
занимает особое место в ряду школьных дисциплин, во многом формирует
мировоззрение и кругозор молодых людей, играет определяющую роль в
воспитании таких личностных качеств, как патриотизм и
гражданственность, уважение к Родине, чувство сопричастности ее
судьбе. И здесь роль учителя, преподавателя гуманитарных дисциплин
трудно переоценить», – обозначил В.В. Путин.
Было отмечено, что проблема исторического образования волнует
общественность всех стран и поэтому важнейшими задачами конгресса
являются обмен опытом и выработка общих подходов к преподаванию
истории. 
Проблематика представленных на мероприятии докладов и дискуссий
была посвящена довольно широкому кругу вопросов: отбору фактического

материала и понятийного аппарата для школьных учебников истории,
формированию духовно-нравственных ориентиров и ценностных установок у
молодежи и др.
В выступлениях пленарного заседания поднимались вопросы развития
школьного исторического образования, совершенствования престижа
учительской профессии, консолидации профессионального сообщества,
потенциала гуманитарных наук. На пленарном заседании Конгресса
выступили с приветствием А.А.Фурсенко, В.Р. Мединский, помощники
Президента Российской Федерации; С.С. Кравцов, министр просвещения
Российской Федерации, С.Е. Нарышкин, председатель Российского
исторического общества; С. Стежерс, исполнительный директор
Европейской Ассоциации учителей истории «Евроклио» (Нидерланды) и др.
Работа конгресса была организована в рамках следующих секций:
«История в школе: национальные традиции и инновации», «Дистанционное
обучение: вызов времени», «Обсерватория Совета Европы по преподаванию
истории в школе», «Революции в мировой истории», «Опыт преподавания
истории Второй мировой войны в разных странах мира», «История в школе:
зачем и для кого?», «Учебник истории сегодня: для ученика или для
учителя?».
Особой темой для участников мероприятия стало обсуждение
подготовки современного учителя истории, соответствующего и адекватно
отвечающего вызовам времени.
Большой интерес на съезде вызвали проблемы преподавания истории
Второй мировой войны в разных странах, обсуждавшиеся на круглом столе.
Это вопросы, касающиеся происхождения войны, сущности нацизма как в
Европе, так и в Азии, роли антигитлеровской коалиции, значений
переломных сражений, движения Сопротивления, завершающей фазы войны
и освобождения Европы. Затем состоялась дискуссия, в которой приняли
участие учёные и педагоги из Армении, США, Франции, Танзании,
Белоруссии, Сербии, Украины и Узбекистана.
На секции «Революции в мировой истории» состоялась дискуссия о том,
в каком объеме история революционный событий в разных странах должна
быть представлена в школьных программах по истории. Представители
исторического сообщества из Индии, Италии, Болгарии, Франции и России
обменялись опытом преподавания революций. Отдельное внимание было
уделено теме критического осуждения насилия, которое сопровождало
революции в мировой истории.
Дискуссионными также оказались вопросы совершенствования
контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории (выступление И. А.

Артасова, заместителя руководителя ФКР КИМ ЕГЭ по истории ФГБНУ
«Федеральный институт педагогических изменений»). 
По итогам работы I Всемирного конгресса учителей истории и IV
Всероссийского съезда учителей истории и обществознания предложен
проект резолюции.  В нем, в частности, представлены положения,
касающиеся увеличения часов на изучение истории в 9 классе, а также
необходимости разработки историко-культурного стандарта с
дидактическими единицами для региональной истории.
С проектом резолюции можно познакомиться по ссылке
 http://school.historians.ru/?p=5255