Дополнительное образование призвано для того, чтобы помочь родителям воспитать свободную и успешную личность. Современный ребенок в условиях нашей с вами действительности должен уметь быстро принимать решения, обладать творческим взглядом на ту или иную проблему, анализировать происходящее и давать адекватную оценку происходящему. Для всего этого уже не достаточно традиционных форм обучения, и педагог-организатор, чтобы шагать в ногу с современной молодежью, должен постоянно развиваться и искать новые формы обучения, ориентироваться в современном потоке информации.
В настоящее время среди образовательных новшеств весьма популярно интерактивное обучение, где обучающийся не просто слушатель и потребитель информации, а участник и соучастник, а иногда даже инициатор и искатель этой самой информации. Конечно, нельзя в этом случае умалять роль педагога, ведь именно педагог должен создать такие услвия, которые были бы оптимальными для успешного поиска новой информации. Если традиционно педагог является главным в связке учащийся – педагог, то в интерактивном обучении, педагог уступает место учащемуся, словно безоговорочно доверяя узды правления образовательного процесса учащемуся, а сам становится ( превращается) в наблюдателя и помощника. такой тандем очень важен, поскольку на учащегося ложится весь груз ответственности, и он чувствует важность происходящего, и доверительное отношение со стороны педагога. Стоит отметить, что если в школах не везде можно применить такую методику, где ученик главный, чтобы не пустить ученика по ложному следу в предмете, то дополнительное образование – как раз та самая идеальная платформа, где учащийся может всегда выступать в роли инициатора, тем самым повышая свою самооценку, развивая лидерские качества. ( написать про фоновое образование, что доп. образование несет таки в себе образовательную функцию)
Разработчиком веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий университета Сан-Диего (США). Автор разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения.
Меняющееся время и меняющиеся дети диктуют педагогам новые
Меняется время, меняются дети, современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
– творческие задания;
– работа в малых группах;
– обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);
– внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);
– дистанционное обучение;
– разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов»);
– «лестницы и змейки»;
– тренинги.
Хотелось бы отметить такой метод интерактивного обучения, как квест. Сегодня квест, как образовательный инструмент, отвечает всем потребностям современных школьников. Специалист в области образовательных технологий Берни Додж дал следующее определение образовательному квесту – это поисковая деятельность (или деятельность, ориентированная на поиск). Причем основной задачей разработки образовательного квеста является именно организация эффективного использования времени школьника и направления его усилий на работу с информацией, а не на ее поиск. По мнению Берни Доджа, образовательный квест расширяет кругозор учащегося, способствует развитию аналитического, критического и творческого мышления, навыков решения задач и в процессе работы в команде.
Однако такой вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые должен предоставить педагог. Под опорами мы понимает обязательные условия для организации интерактивного обучения, такие как:
– доверительные, позитивные отношения между обучающим и учащимися;
– демократический стиль;
– сотрудничество в процессе общения обучающего и учащихся между собой;
– опора на личный («педагогический») опыт учащихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
– многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности учащихся, их мобильность;
– включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации учащихся.
Именно соблюдение этих обязательных условий помогает участникам квеста правильно строить план исследования, вовлекает их в решение проблемы, направляет внимание на самые существенные аспекты изучения.
Не следует путать «квест» с «кругосветкой» или «игрой по станциям». Отличием «квеста» от подобного рода игр является помимо наличия сюжета, как в ролевой игре, также отсутствие «бегунка» или «путевого листа». В ходе прохождения квеста нет чёткого пути. Каждая команда может абсолютно по-разному пройти один и тот же квест, с абсолютно разным результатом. В этом и заключается образовательный потенциал «квеста» как эффективной игровой формы обучения.
В образовательном процессе квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры. Это осознанное приключение, направленное на развитие таких психологических навыков, как уверенность в себе, умение общаться, сотрудничать, работать в команде, умение конструктивно отстаивать свою точку зрения, ставить и достигать цели, творчески подходить к решению разнообразных задач и гибкость поведения. В интеллектуальной сфере квесты потенциально способствуют развитию мышления, памяти и внимания школьников.
Что же должно быть в квесте?
В первую очередь, это цель для игроков. «Пройти такую-то учебную тему» – это не игровая цель, а пункт для вашей отчётности. Кто бы стал играть в шутер или стратегию, цель которых обозначается авторами как «пройти игру»? Формулировка «восстановить цивилизацию после апокалипсиса» звучит интереснее. Конкретные действия в игре должны служить основной миссии. Например, на монстров, населяющих пустоши, можно воздействовать, только разобравшись в природе их мутаций, и вот обычный урок биологии превратился в захватывающий образовательный квест.
Исходя из цели квеста, возрастных и познавательных особенностей участников квеста придумывается сюжет. Главное, чтобы он был интерактивным. В ходе решения обычной учебной задачи учащиеся не получают обратной связи, и что с того, что два плюс три равно пять. А вот интерактивный элемент сюжета делает решения игроков необходимыми и реагирует на них. К примеру, вы оказались в 1941 году, если вы вовремя не доставите послание из штаба на передовую, то пункт будет захвачен противником.
Следующим обязательным условием для создания квеста является наличие роли для игроков. Внутри игрового пространства учащиеся выступают в роли игровых персонажей. Учёные, которые строят МКС, древние египтяне в попытках построить пирамиду и т.д. Всё зависит от сюжета и главной цели. А, вернее, только от вашей фантазии. Ещё одним важным условием при создании квеста является усложнение игры, можно добавлять ролевые элементы – кооперативные действия. В этом случае всех участников нужно поделить на группы, добавить соревновательности, дать каким-то игрокам личные цели. Ситуация, при которой каждый участник делает свою часть работы и ждёт других, мало чем отличается от обычного решения примеров на уроке. Поэтому хорошо работает кооперация. Например, одни игроки владеют методом решения, а другие – данными.
И наконец, загадки и головоломки, с этой частью ни у одного педагога не должно возникнуть проблем.
В качестве заданий подойдут любые учебные задачи из сборников и учебников, которые преподносятся в игровом контексте. Главное помнить, что бессмысленные вещи мы запоминаем куда хуже, чем те, от которых что-то зависит.